Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 п. Новоильинский Нытвенского района Пермского края

;

Меню пользователя

Авторизация






Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы. Регистрация

Кто он-лайн

Статистика

OS: Linux a
PHP: 5.2.14
MySQL: 5.1.60
Время: 13:05
Кэш: Нет
GZIP: Нет
Участников: 54
Новостей: 133
Ссылок: 12
посетителей: 524557
Из опыта подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию: особенности и проблемы. Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Рейтинг: / 1
ХудшаяЛучшая 
Написал Administrator   
17.01.2011
Из опыта подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию: особенности и проблемы.

Тезисы выступления на краевой конференции Белова Татьяна Николаевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 п. Новоильинский Нытвенского района Пермского края.

Позвольте представиться, я – среднестатистический учитель. Женщина, замужем, мало видящая собственных детей, за сорок, обычно классный руководитель, с необременительной для кармана зарплатой и с маниакальным желанием успеть за 24 часа в сутки решить все проблемы. Ах, да! Ещё надо добавить, что я – среднестатистический учитель истории и обществознания в обычной общеобразовательной малокомплектной и высокозатратной школе. Думаю, что всё выше сказанное поможет понять меня тем, кому я адресую эти строки.

 

Экзамен по обществознанию сегодня самый востребованный и массовый из тех, что сдаются по выбору. Он  нужен тем, кто хотел бы построить свою судьбу на базе серьёзного образования вне зависимости от того, где довелось учиться – в скромной провинциальной школе или в навороченном престижном заведении. Казалось бы, изначальная стартовая позиция ставит в очень неравное положение будущих абитуриентов, но система ЕГЭ уравновешивает их шансы. Следовательно, от наиболее рационального использования возможностей и условий подготовки учителем и учеником будет зависеть конечный результат, зачастую вопреки реальным условиям.

Давайте остановимся на проблемах, с которыми приходится сталкиваться на практике в обычной общеобразовательной школе, их несколько:

-начнём с того, что техническое оснащение кабинетов истории и обществознания повсеместно оставляет желать лучшего, а ведь содержание этих предметов напрямую связано с информационными ресурсами;

-готовить к экзамену приходится не только сильных учеников, а всех, кто обращается за помощью;

-чаще всего это дети, которым недоступны репетиторы или курсы, у многих нет компьютера с Интернетом и средств, чтобы покупать дорогостоящую специальную литературу или обучающие программы;

-в большинстве случаев это те, кого перед выбором экзамена по обществознанию поставила ситуация – к сожалению, хотя и существует утверждённый перечень по экзаменам на основные специальности, высшие и средние учебные заведения практически каждый год произвольно меняют их реестр, причём зачастую в конце учебного года;

-в условиях обычной школы, когда нет профильных классов, специализирующихся именно на подготовке к ЕГЭ, заниматься с детьми приходится факультативно, после уроков, фактически бесплатно (для тех, кто не знает, человеко-час в наших условиях где-то около полутора рублей, а стоимость человеко-часа факультатива от этой суммы какие-то тысячные процента); в данной ситуации сложно упрекать тех учителей, которые вообще отказываются от таких часов и соответственно подготовки детей к экзамену по выбору;

-к сожалению, ещё сохраняется практика изменения количества и качества экзаменационных заданий, причём тоже в конце учебного года (как это произошло весной текущего года – нас после марта «порадовали» появлением нового задания в части С и изменением, причём принципиальным, в оценивании эссе, на этом фоне мелкие изменения в части А и В особо уже не взволновали;

-к сожалению, в учебных планах общеобразовательных школ не предусмотрены такие  самостоятельные предметы, как основы экономики и право, а в тестах последнего поколения наблюдается (как в тестах 2006 года) значительное количество заданий именно на базе расширенных знаний по этим дисциплинам;

-и напоследок, серьёзной проблемой для работы учителя и ученика является значительное отставание издаваемых и используемых учебников от учебных программ, иногда это отставание достигает нескольких лет.

Что может предпринять учитель в этой ситуации? Исключив для себя отказ от подготовки детей к экзамену, пришла к следующему. Интерес к обществознанию и его востребованность  – нормальны и логичны: хорошо помню весьма бурные  90-ые годы, когда преподавала в системе профессионально-технического образования около 10 лет предмет «Основы общественных наук», который привлекал внимание даже самых «отвёрнутых» от учёбы детей и давал положительные результаты. Любопытно, но факт: провела в этом году школьную олимпиаду по обществознанию в 7-11 классах,  используя  абитуриентский тест пермского классического университета трёхлетней давности. Самое удивительное то, что хотя  решали его просто все желающие, а не самые продвинутые, результаты все в диапазоне от 30 до 60 процентов правильных ответов!  И это закономерно. Социализация ребёнка сегодня идёт очень интенсивно, а там, где не хватает знаний, помогает его личная практика существования в реалиях современного общества. Значит, надо помочь ему увязать свой жизненный опыт с устоявшимися положениями теории, пропустить через себя, через свои мировоззренческие и ценностные ориентиры, дать возможность сформулировать понятия и отобрать необходимые для основных учебных операций категории. Результатом размышлений на эту тему и накопленных наработок стало создание рабочей программы своего спецкурса по подготовке к ЕГЭ по обществознанию «Развитие творческой личности школьника через решение обществоведческих задач разных типов» для 10-11 классов.

Экзамен в форме ЕГЭ – это в значительной части его объёма тест, обращённый на проявление самых разных умений и навыков, и мы знаем, что с тестами надо уметь работать, следовательно, надо этому учить.  В моём случае с учётом всех выше изложенных проблем и с учётом моего личного неравнодушия к этому предмету (когда работала со студентами, приходилось писать даже учебные пособия) начала с того, что создала собственную домашнюю библиотеку: собрала все  доступные виды как централизованного тестирования, так и заданий в форме ЕГЭ с 2001 года по нынешний включительно; как только появилась возможность, дополнила свою библиотеку учебными компьютерными программами по обществознанию, микроэкономике, праву, культурологи  (кстати, радует то, что уже поступившие и ставшие студентами дети помнят об этой моей «коллекции» и пополняют её своими источниками).

Что это даёт? Многое. Каждому пришедшему ко мне на факультатив я говорю, что проработав приготовленные мной все эти материалы, он гарантированно решит любое тестовое задание. И это не будет ему чего-то стоить – главное, работать ради поставленной цели, видеть эту цель и верить в себя. Шанс при таком подходе получает каждый. Мне, как учителю, надо организовать подготовку ребёнка, но готовиться он должен сам! Успех на экзамене – это 95 процентов работы ученика и 5 процентов работы учителя.

Вернёмся к структуре экзамена – многое значит для успешной его сдачи умение работать с частью С. Здесь радует то, что в большинстве заданий исключён случайный фактор – имеются в виду задания для работы с текстом: они конкретны, понятны и логичны. Вполне приемлемы задания на знание теории по общему курсу обществознания.

В принципе, интересно и полезно (к тому же и отрабатывается на любом уроке с 5 класса) задание, появившееся в этом году (сейчас оно идёт как С-8) – это составление плана  предполагаемого ответа по заданной теме.  Мы со старшеклассниками 3 года назад (а в старших классах у меня практикуется зачётная система, в том числе и по каждому пропущенному занятию) выработали свою специфическую форму зачёта, очень близкую структурно и по содержанию данному виду задания части С.

Самые большие сложности вызывает задание части С–9. Вот ведь парадокс: мы на традиционно устном предмете должны научить ребёнка письменно излагать свои мысли, да ещё и в весьма специфическом жанре, который даже совсем не обязательно отрабатывается на уроках литературы! Радует то, что учебники нового поколения обязательно предусматривают эту форму работы, но будем реалистами – за 2 общеобязательных часа в рамках современной - очень насыщенной! - программы научиться писать эссе более-менее приемлемо, и укладываясь в рамки урока, невозможно. Это тоже придётся делать во время факультатива и дома.

Облегчает работу учителя при подготовке факультативного занятия наличие в кабинете интерактивной доски. К хорошему привыкаешь быстро, но как же сложно оказывается её привести в порядок при самой незначительной её поломке – в наших условиях оказывается почти невозможным заменить дорогостоящую лампочку в проекторе, вдобавок и некому. Почему-то фирмы, занимавшиеся установкой этой аппаратуры,  растворились в неизвестном направлении. Один компьютер в кабинете тоже мало поможет, когда к тебе является минимум полкласса. Ну, что ж! классическая схема: лекция - беседа-практика в состоянии помочь в этой ситуации (главное, чтобы в школе не очень косо смотрели на сотни и сотни размножаемых многостраничных заданий из-за перерасхода средств на краску для ксерокса или принтера).

В целом, экзамен по обществознанию очень интересен и для самого учителя – вот уж где точно невозможно знать всё: ведь мир вокруг нас так динамичен, пластичен и сложен! И это отлично стимулирует, чтобы учиться самому, узнавать новое, идти вперёд, искать решение для любой поставленной жизнью задачи. Кстати, право на ошибки никто не отменял – именно ошибки, их анализ учат лучше всего и самого учителя, и ученика.

Между прочим, обществознание интересно тем, что позволяет видеть и общее, и частное и применять это умение в собственной социальной практике любому человеку. Такого не скажешь, например, об истории, где при экзаменационном оценивании по-прежнему проверяется преимущественно знание фактов.

Подводя итоги, хочется сказать следующее – за подготовкой 11 класса к экзамену по обществознанию я опять не замечу, как пролетит и этот  учебный год, и опять опомнюсь только тогда, когда, нервничая, буду ожидать результаты своих учеников. Пусть и в этом году наши ожидания не будут обмануты, а учебный труд награждён по заслугам тем, что дети реализуют свои планы, поступив, куда хотели.

 

Октябрь 2010г.

Последнее обновление ( 09.06.2011 )
 
< Пред.   След. >