Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 п. Новоильинский Нытвенского района Пермского края

;

Меню пользователя

Авторизация






Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы. Регистрация

Кто он-лайн

Статистика

OS: Linux a
PHP: 5.2.14
MySQL: 5.1.60
Время: 10:32
Кэш: Нет
GZIP: Нет
Участников: 54
Новостей: 133
Ссылок: 12
посетителей: 488474
Повышение значимости внеурочной деятельности как средства развития и социализации личности в совреме Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
Написал Administrator   
09.06.2011

Повышение значимости внеурочной деятельности как средства развития и социализации личности в современных условиях

Выступление на районной конференции учителей.

 

Автор Белова Татьяна Николаевна —учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории.


Совсем недавно, в первых числах марта, мне довелось быть на краевом семинаре, посвящённом проблемам подготовки к ЕГЭ, но тема встречи не имеет отношения к тому, что мне хотелось бы обсудить.  Педагог из Москвы, которая вела семинар, активно отстаивала точку зрения, что работа групповым методом в условиях классно-урочной системы при опоре на учебник не только морально устарела, но и даже вредна в старших классах.  Учащиеся, которые знают, чего хотят, не желают тратить попусту время за партой, предпочитая получить индивидуальный зачёт по второстепенным для себя предметам, а высвободившееся время потратить на подготовку к главным, необходимым им в дальнейшем.  Условий для этого масса – есть необходимая нормативная база, есть доступное информационное пространство, есть вариативные средства связи. Как доказательство – массовый переход  старшеклассников в Москве и Подмосковье на индивидуальные учебные планы. В наших условиях уже тоже есть дети, для которых этот вариант кажется более привлекательным. Вот тут и возникает вопрос – почему это происходит? Ведь наша система школьного образования строится именно по классно-урочному принципу.  Эта система даёт удовольствие и пользу в начальных классах.  В среднем звене естественная  детская любознательность постепенно превращается в равнодушие, деградацию достаточно большого процента детей, иногда даже в откат в развитии,  а в старшей школе мы уже видим чётко две группы – тех, кто просто «отсиживает» время, и тех, кто хочет чего-то добиться, но последних становится всё меньше.

Вокруг персоны дощкольника и младшего школьника мир постоянно  активно организуется:   родители и образовательные учреждения наперегонки занимаются его развивающим обучением, в основе которого положена самостоятельная познавательная активность  ребёнка (как пример можно привести игровую систему сенсорного обучения), легко организуется и индивидуальный подход  к ребёнку. Что мы видим дальше? Основная масса родителей с переходом ребёнка в 5-ый класс считает, что дальше их помощь не нужна – предметов много, информации тоже, возможности у ребёнка выросли. В общем, плыви сам. Ребёнок из волшебного мира неограниченных возможностей (своих, но при поддержке взрослых) оказывается выброшенным в сухой и ограниченный мир учебника. И мы не допустим ни в школе, ни дома появления «барона  Мюнхгаузена»! Мы своими действиями и требованиями «как надо делать» начинаем обрывать возможные варианты развития творческого начала в ребёнке – однако не все благие намерения приводят к планируемому результату!  Хорошо, если ребёнок найдёт себя вне школы в чём-то позитивном, в противном случае он уходит от нас всё дальше. Так постепенно к старшим классам  школа для некоторых превращается в очень удобное место для «ничегонеделанья» - вместо центра социализации в кузницу молодёжного инфантилизма.

 Чтобы быть честными с собой, проведите независимое социологическое исследование, какому проценту  детей сегодня нравится в школе именно учиться, причём по всем предметам; выясните, какому проценту детей чтение учебника доставляет удовольствие. Я думаю, что информации для размышления будет предостаточно. Как же быть? Достойной альтернативы школе, полностью её заменяющей, пока нет. Школа нужна. Учебники меняются мучительно медленно, да и не все оправдывают ожидания. Детей же надо удержать сегодня – завтра будет поздно. В этой ситуации может помочь и сыграть роль «палочки-выручалочки» внеурочная учебная деятельность. Она видится одним из основных средств развития творческих начал, личностных качеств у детей среднего школьного звена;  для  старшеклассников внеурочная учебная деятельность во многом определяет процесс социализации личности, определяет будущее.

 Что даёт внеурочная деятельность педагогу при выполнении своих профессиональных обязанностей? Очень просто ответить – срывает «шоры» с глаз, заставляет ломать стереотипы и шаблоны, которых, к сожалению, полностью не избежать. Однако  чтобы это происходило, надо выйти с ребёнком во «внешний мир». Интерес к окружающему миру, желание создать нечто своё, нечто новое, проба своих сил в разных областях, удовольствие от общения с другими людьми, возможность проявить свою неординарность, активная деятельность и многое другое, но всё это вместе – внеурочная учебная деятельность. Мне могут возразить, что не все склонны к исследовательской или проектной деятельности. Вздор! Всё, что человек делает с интересом, носит исследовательский характер; всё, что человек делает ради какой-то цели, является как минимум его личным проектом. И просто замечательно, что организовались и сохранились различные центры, которые дают возможность апробации творческих возможностей ребёнка (а, значит, и того учителя, который его поддерживает!). В условиях нашего района – это МУДО ЦКТ «Новая школа»: здесь дают реальную  возможность попробовать себя абсолютно любому в уважительной атмосфере, что тоже очень важно. Для тех, кто не равнодушен к истории, многое предлагает Центр Национальной Славы в Санкт-Петербурге – импонирует исключительная корректность по отношению к любому участнику. Очень интересно работать и ребёнку, и педагогу в условиях Вологодской заочной открытой олимпиады, настолько необычны задания, увлекательны сами по себе поиски ответов на эти задания.  И снова повторюсь, исключительно корректное и внимательное отношение, организаторы готовы ответить на любой вопрос, чего не скажешь, к сожалению, о системе Молодёжных предметных чемпионатов –  интересны, нравятся детям, хоть и платные, но отвратительно долго, иногда даже до лета, приходится ждать результат, а это отворачивает часть ребят.  Уважение и благодарность вызывает портал, созданный при поддержке мэрии города Тольятти: каждый месяц появляется что-нибудь новое – не найдётся ни одного ребёнка, который не смог бы выбрать для себя вариант участия в самых разных конкурсах и разных формах работы.  Для меня и моих учеников также оказалось любопытным участвовать в деятельности ещё одного центра – это международный образовательный центр «Наши традиции», про который можно утверждать, что он олицетворяет собой мир без границ. Большое количество форм для внеурочной   деятельности предлагает Москва, но, к сожалению, в большинстве случаев это платные формы, что делает их недоступными для значительной части детей. Определённое огорчение последнее время вызывает организация различных предметных игр и конкурсов – то информация поступает с опозданием, то не дождёшься итогов (а все они оплачиваются детьми), то ещё какие-либо досадные и неприятные мелочи.  Приведу ещё один пример:  замечательно, что у нас для организации внеурочной учебной деятельности создана Краевая заочная школа «Лидер» - идея её деятельности великолепна, организаторы всегда готовы к контакту.  Отрицательную оценку вызывает организация рецензирования работ – на конец марта (работают с декабря) проверена только 1 работа из 10: сложно поддерживать энтузиазм у детей в такой ситуации.

 Конечно, внеурочная учебная деятельность – это намного более сложное и более многоликое явление, в моих примерах задета только незначительная часть её возможностей, а точнее – наиболее перспективных с моей точки зрения, связанных с использованием ИКТ и работающих на будущее. В любом случае новые стандарты подчёркивают прямую зависимость успешности ребёнка от созданной вокруг него системы внеурочной деятельности. Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

1) игровая деятельность;

2) познавательная деятельность;

3) проблемно-ценностное общение;

4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

5) художественное творчество;

6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

7) трудовая (производственная) деятельность;

8) спортивно-оздоровительная деятельность;

9) туристско-краеведческая деятельность.

Внеурочная работа  позволяет не просто организовать свободное время детей, она развивает мотивацию детей к познанию, творчеству, содействует личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их социальной адаптации.  Промежуточным  звеном между внеурочной работой и дополнительным образованием детей выступают различные факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору.     В системе общего среднего образования предпочтение сегодня отдается учебному направлению внеурочной работы - учебной деятельности школьников, о необходимости и эффективности которой говорилось выше. Для оценки  внеурочной деятельности сейчас предлагается использовать методический конструктор «Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности»:

 


Уровень

результатов

Виды

внеурочной

деятельности

Приобретение

социальных

знаний

Формирование

ценностного

отношения

к социальной

реальности

Получение опыта

 самостоятельного общественного

действия

1. Игровая

Игра с ролевым акцентом

 

 

 

Игра с деловым   акцентом

Социально моделирующая игра

2. Познавательная

Познавательные беседы, предметные факультативы, олимпиады

 

 

Дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?»

Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т. п.), школьный музей-клуб

 

Игра с деловым   акцентом

 

2. Познавательная

Познавательные беседы, предметные факультативы, олимпиады

 

 

Дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?»

Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т. п.), школьный музей-клуб

3.Проблемно-ценностное общение

Этическая беседа

 

 

Дебаты, тематический диспут

Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов

4. Досугово-раз-влекательная деятельность (досуговое общение)

Культпоходы

в театры, музеи, концертные залы, галерею

 

 

Концерты, инсценировки, праздничные «огоньки» на уровне класса и школы

Досугово-развлекательные акции школьников в окружающем школу социуме (благотворительные концерты, гастроли школьной самодеятельности и т.д.)

5. Художественное творчество

Занятия объединений художественного творчества

 

 

Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе

Художественные акции школьников в окружающем школу социуме

6. Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность)

Социальная проба (инициативное участие ребёнка в социальном деле, акции, организованной взрослым)

 

 

 

КТД (коллективно-творческое дело)

 

Социально-образовательный проект

7. Трудовая (производственная) деятельность

Занятия по конструированию, кружки технического творчества, домашних  ремёсел

 

 

Трудовые десанты, сюжетно-ролевые   продуктивные игры («Почта», «Фабрика»), детская производственная бригада под руководством взрослого

 

Совместное образовательное производство детей и взрослых

8. Спортивно-

оздоровительная деятельность

Занятия спортив-ных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах

 

 

Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции

 

Спортивные и оздоровительные акции школьников в окружающем школу социуме

9. Туристско-

краеведческая

деятельность

Образовательная экскурсия, туристическая поездка, краеведческий кружок

 

 

Туристский поход, краеведческий клуб

 

Туристско-краеведческая экспедиция

Поисково-краеведческая экспедиция

Школьный краеведческий музей

                       

 

Этот методический конструктор наглядно показывает, к какому уровню результатов мы можем подойти; используя его, можно аккуратно и безболезненно направлять развитие ребёнка в нужном нам направлении для достижения интересуемого результата. Импонирует и то, что его, как любой другой инструмент, можно совершенствовать, что стимулирует нас с вами к новым исследованиям и поиску.

 Думаю, что многие педагоги могли бы дополнить мои примеры. Вариантов внеурочной учебной деятельности, способствующей развитию ребёнка, очень много. Наше активное включение в эту деятельность даёт возможность пересмотра отношения детей к школе: ведь школьные знания начинают быть им реально необходимыми для достижения собственных поставленных целей.

Март 2011г.

(Более подробную информацию о методическом конструкторе можно посмотреть на:  orenklass.narod.rudokument/vneyrochnaya…)

Этот методический конструктор наглядно показывает, к какому уровню результатов мы можем подойти; используя его, можно аккуратно и безболезненно направлять развитие ребёнка в нужном нам направлении для достижения интересуемого результата. Импонирует и то, что его, как любой другой инструмент, можно совершенствовать, что стимулирует нас с вами к новым исследованиям и поиску.

 Думаю, что многие педагоги могли бы дополнить мои примеры. Вариантов внеурочной учебной деятельности, способствующей развитию ребёнка, очень много. Наше активное включение в эту деятельность даёт возможность пересмотра отношения детей к школе: ведь школьные знания начинают быть им реально необходимыми для достижения собственных поставленных целей.

Март 2011г.

(Более подробную информацию о методическом конструкторе можно посмотреть на:  orenklass.narod.rudokument/vneyrochnaya…)

 

 

Последнее обновление ( 09.06.2011 )
 
< Пред.   След. >