Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 п. Новоильинский Нытвенского района Пермского края

;

Меню пользователя

Авторизация






Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы. Регистрация

Кто он-лайн

Статистика

OS: Linux a
PHP: 5.2.14
MySQL: 5.1.60
Время: 07:13
Кэш: Нет
GZIP: Нет
Участников: 54
Новостей: 133
Ссылок: 12
посетителей: 483772
Что день грядущий нам готовит? Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
Написал Administrator   
09.06.2011

 Автор: Белова Т.Н., учитель истории и обществознания МОУ СОШ №7

 п. Новоильинский Нытвенского района Пермского края.

 

Что день грядущий нам готовит?..

Не за горами, а всего через несколько месяцев ожидает нас начало внедрения новых ФГОС, и то, что этот процесс планируют растянуть на пару лет, ничего не меняет. Тем более что для основной школы новый стандарт уже утверждён в прошлом месяце, а проект для старшей школы считается доработанным и ожидает утверждения (официальное письмо Департамента общего образования при Министерстве образования и науки РФ от 15.02.2011года за №01-04/15). Бурные дебаты в печати и обсуждение на форуме официального сайта при Министерстве образования и науки РФ ничего не изменили. Какое же общее впечатление вызывают надвигающиеся перемены у меня как учителя, так и родителя?

 Первое, на что сразу обращаешь внимание, это в очередной раз возрастающая нагрузка на детей начальной и средней школы; причём предполагается, что к окончанию 9 класса все дети должны получить и усвоить фундаментальные знания по всем предметам школьной программы без исключения, но при этом на обязательные предметы отводится только 70% учебных часов.  В старшей школе предполагается, что учащийся будет заниматься уже по узкой специализации. На первый взгляд всё замечательно, но если посмотреть со стороны, то возникает ряд вопросов. Дети в 5-9-ых классах – это дети 11-16 лет, чьи познавательные возможности зависят от возрастных физиологических и психологических характеристик. Именно это учитывал прежний стандарт, опиравшийся на принцип концентрического обучения: в рамках первого концентра база, во втором концентре – отработка и закрепление основ фундаментальных научных знаний, определение желаемой специализации и подготовка к её реализации. Сейчас предполагается, что в 11-15 лет у обучающегося происходит «формирование научного типа мышления», «качественное преобразование учебных действий моделирования, контроля и оценки и переход от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе». Вот так: не «юноша, обдумывающий житьё», а человек, твёрдо знающий, что он может и чего он хочет! Вы много видели детей 15-16 лет, которые распланировали свою жизнь и знают, как они этого будут добиваться? Вы видели много родителей, которые чётко видят будущее своих 15-16-летних детей? Интересно, а все, кто приложил руку к новым стандартам, сделали свой профессиональный выбор уже к 15 годам – любопытно бы посмотреть их биографию!?

Другой острый момент, вызвавший бурю возмущения у общественности, это подход к организации обучения в 10-11 классах: ни родители, ни учителя не готовы принять новую старшую школу с 3-мя обязательными предметами  - физкультура, ОБЖ, экзотический курс «Россия в мире» (не путать с историей!!) – на которые отводится 40% учебных часов, а на остальные 60%  («обязательная часть основной образовательной программы среднего общего образования составляет 40%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 60% от общего объёма…») – всё прочее. В оставшиеся 60% входят 6-7 предметов по выбору (например, словесность в области «Филология») плюс  некий индивидуальный проект, обязательный для всех. Конечно, стандарт предусматривает, что не менее половины предметов по выбору (про которые пока не понятно, кто будет оплачивать) должны быть выбраны на профильном уровне, остальные на базовом или интегрированном.  «Рисовали на бумаге, да забыли про овраги!» Даже если школы осилят столь экзотическое расписание (сочувствую координаторам по расписанию!), готовьте, господа родители, денежки на курсы и репетиторов – универсальное образование, позволявшее отыграть разные варианты будущего наших детей, благополучно заканчивает своё существование. Пусть моя точка зрения выглядит анахронизмом, но узкая специализация будущих выпускников вряд ли позволит реализовать на практике ту «опережающую модель» образования, которую внедряют, по крайней мере, в теории новые стандарты. В «доисторические времена» нашей системы образования, так,  где-то в 50-60-е годы прошлого столетия,  именно универсальность знаний выпускников наших школ ставила их на первые позиции в мире, а что-то ни одна из бесконечных последующих реформ и преобразований не дала подобного эффекта. А мне, как родителю, зарабатывающему на жизнь «обслуживающим» учительским трудом,  придётся в очередной раз потуже затянуть пояс, чтобы дать моим собственным  детям то, что школа уже точно не даст!

К сожалению, насчёт «затягивания поясов» - это не шутка, ведь,  исходя из новых требований при вводе стандартов нового поколения, заработная плата педагогов будет напрямую зависеть от результатов их учеников при сохраняющемся подушевом финансировании и при том, что в классах рядом со способными детьми по-прежнему будут находиться и слабые дети, или те, к примеру, которые учиться не желают, но их отправляет сидеть за партой до 18 лет милиция, и так далее. Вряд ли директора школ, чью зарплату тоже ставят в прямую зависимость от среднего заработка учителей, смогут волевым усилием решить проблему с дополнительным финансированием. Конечно, предполагается, что муниципальные власти если и не озолотят свои школы, то гарантированно воспылают желанием их софинансировать,  но… где бы им самим взять деньги?

Что день грядущий нам готовит? Не знаю точно, но не соскучимся. По крайней мере, утешает то, что стандарты допускают всё же на фоне всех нововведений и требований Учителя и Книгу, а, значит, будущее всё-таки есть. Пусть по-прежнему нас поддерживает в море образовательных катаклизмов вера, надежда и любовь!

Последнее обновление ( 09.06.2011 )
 
След. >